Правила

Правила боулинга

Вы впервые пришли в боулинг-центр, чтобы немного развлечься и покатать шары по дорожке. После того как вам выдадут специальную обувь, без которой обойтись никак нельзя, можно выходить на дорожку и начинать игру.

Боулинг (от англ. bowl – катить) – это спортивная игра, в котором игроки пытаются набрать очки, перекатывая боулинговые шары по плоской поверхности, чтобы сбить кегли. Существует множество вариантов этой игры, различающиеся между собой количеством кеглей и бросков. Самый распространенный вариант боулинга – 10-кегельный, при котором кегли расположены треугольником.

Игра в боулинг по системе десяти кеглей состоит из десяти фреймов. Игрок бросает два шара в каждом из первых девяти фреймов, если только при первом посыле не произошел страйк. В десятом фрейме игрок бросает три шара, если засчитан страйк или спэр. Каждый фрейм должен завершаться игроком в обычном порядке. Страйк – это ситуация, когда игрок первым броском сбивает все кегли. Спэр – это поражение всех кеглей за два броска. Подсчитываются очки с помощью автоматической системы, которая отображает результаты после каждого сделанного броска на мониторе.

Вес шаров


Шары для боулинга изготавливаются из полиэстера (пластика). Вес шара обозначается числом на поверхности шара, являющимся весом шара в фунтах (1 фунт равен 453,6 грамм). Самый лёгкий шар - «шестерка» - весит 2,7 кг, а самый тяжёлый - номер 16 — 7,3 кг. Как правило, прокатные шары одного веса имеют одинаковый цвет.

Как держать шар


Стандартный шар для боулинга имеет три отверстия и берется большим, средним и безымянным пальцем. Мизинец и указательный палец при этом свободно находятся на поверхности шара, а ладонь соприкасается с ней. Для удачного броска важно, чтобы отверстия на шаре подходили по размеру к пальцам игрока.

Как делать бросок

При разбеге  важно не заступить за линию фола (иначе сбитые кегли не будут засчитаны). Шар нужно держать правой рукой (если игрок левша, то левой) снизу на уровне между талией и грудью, а другой рукой лишь слегка поддерживать его.

1. Плечи развернуть под прямым углом к цели.

2. Свободная рука поддерживает шар

3. Запястье не должно отклоняться назад.

4. Локоть руки с шаром прижат к бедру.

5. Колени слегка согнуты

6.Ноги поставлены вместе и направлены в сторону мишени.
Разбег лучше всего делать из четырех шагов. Первый из них должен быть самым коротким, последний – самым длинным.

Перед броском шар минует щиколотку скользящей ноги примерно в двух дюймах от нее. Эта позиция идеальна для броска шара в желаемом направлении. Хорошая временная последовательность и правильный бросок приводят к результату идеальной комбинации движущей силы, положения тела и равновесия.

Чтобы шар проходил на уровне щиколотки, нужно немного согнуть колено при последнем шаге. То, что сначала может показаться неловкой позой, потом станет вполне обычным. При этом тело тоже наклоняется вперед под углом 15-20 градусов. Для равновесия середина груди должна находиться прямо над коленом скользящей ноги.

При разбеге голова остается неподвижной, взгляд сфокусирован на цели. Свободная рука отведена немного в сторону и служит для равновесия. Завершение броска – также важный момент. После броска направление руки должно быть строго вперед, а не в сторону. Это движение улучшает функцию размаха и помогает лучше сохранять равновесие.

Правила игры в пул

Пул — разновидность бильярда. Также называется американский бильярд, американский пул.

Розыгрыш начала удара

Шар становится в "доме" по разные стороны передней отметки. Каждый игрок пускает шар вперед так, чтобы после отражения от дальнего короткого борта он возвратился обратно. Чей шар остановился ближе к борту, тот выбирает, кому начинать игру. Если шары встали одинаково - розыгрыш повторяется. При попадании шара в любую лузу, или на половину противника, или при касании борта право выбора переходит к другому игроку.

Начало игры и игра

Белый шар (биток) устанавливается на линии. При разбитии пирамиды не менее четырех шаров должно коснуться бортов. В противном случае право выбора разбития переходит к противнику:

• восстанавливаются первоначальная позиция
• противник принимает позицию.

Если при разбитии пирамиды упал в лузу любой шар, кроме белого или черного, игрок продолжает играть, причем стол считается открытым.

Если при разбитии ни один шар не сыграл, право удара переходит к сопернику, который играет любые шары до определения своего цвета. При попадании в лузу битка с разбития, соперник:

• после установки шаров на исходную позицию сам производит удар
• ставит биток в дом и производит удар с руки по любым шарам в дальние и средние лузы.

Все шары, за исключением удара разбития, заказываются. После заказа разрешается играть только по своим шарам.

Если при забитии заказанного шара другой шар заходит в лузу, игрок продолжает выполнение удара. Забив все свои шары, игрок должен сыграть восьмерку в любую лузу, которую заказывает каждый раз перед ударом. Пока стол открыт можно бить свой через чужой.

При падении битка в лузу, он выставляется в любую точку, удобную для выполнения следующего удара, т.е. выполняет удар с руки.

При вылете любого из играемых шаров, кроме черного, за борт соперник получает право игры с руки, т.е. ставит биток для своего удара в любую точку поля, а вылетевший шар выставляется на линию возврата шаров. Отыгрыш обязательно предваряется словом отыгрыш.

Штраф засчитывается в случаях:
• биток не коснулся ни одного своего шара
• не было касания борта битком или играемыми шарами, после соударения шаров
• попадание битка в лузу
• удар по ошибке выполнен не своим шаром
• удар выполнен не наклейкой
• удар произведен во время движения шаров, после предыдущего удара
• касание во время прицеливания или удара шаров рукой, одеждой и т.п.
• за выполнение двойного удара
• во время удара игрок отрывает обе ноги от пола
• забит только шар (шары) противника
• забит с разбития восьмой шар (вылетел со стола) - зачисляется фол, противник получает право выбора:
• разбить заново
• ударить с руки (черный шар при этом выставляется на точку)

При любой из перечисленных ошибок игроку зачисляется фол, и право удара переходит к сопернику, причем соперник производит удар с руки.

Поражение защитывается в следующих случаях:
• Сыгравание восьмерки не в заказанную лузу
• При одновременном забитии восьмерки и битка в лузы
• Вылет восьмерки за пределы поля, кроме разбития

Запрещенные удары:
• Пропих - биток и играемый шар стоят в плотную друг к другу, удар наносится, не отрывая кия от битка. Разрешается удар под углом к играемому шару, так называемый резаный удар
• Нажим - когда играемый шар упирается в скулу лузы. Если на биток нажать кием, то играемый шар ввинтится в лузу (резаный удар разрешается)
• Двойной удар - когда во время прицеливания перед основным ударом наклейка кия случайно касается шара

Особые случаи:

При неправильном ударе биток выскочил за борт и, ударившись обо что-либо, возвращается на поле. Переход удара с начислением фола.
Любой шар выскочил и остановился на борту - переход удара с зачислением фола. Шар выставляется вплотную к борту, около того места, где он остановился на борту.

Кто-то из посторонних, или соперник, случайно во время удара помешал. По желанию пострадавшего положение шаров может быть восстановлено, как есть, или восстановлено с переигровкой удара.

Шар остановился в растворе лузы, но упал в промежуток времени между началом прицеливания игрока и моментом подхода битка к застрявшему шару, в результате чего получился промах - удар сохраняется за промахнувшимся, игрокам шар защитывается, причем:

• если это была восьмерка, а луза своя - то защитывается выигрыш, а если не своя - проигрыш
• если восьмерка упала во время удара соперника, то ему защитывается поражение
• если это просто чужой шар - переход хода без санкций
• если каждый из противников сделал подряд по три ошибки, то судья объявляет ничью и партия переигрывается.

Правила игры в русский бильярд

Русский бильярд (пирамида) является своего рода собирательным понятием, которое объединяет большое количество игр, проводящихся по определенным общим правилам. В него входят такие разновидности как:
1.    Свободная пирамида (другое название: пирамида или американка);
2.    Комбинированная пирамида (московская пирамида или сибирка);
3.    Динамичная пирамида (невская пирамида);
4.    Классическая пирамида (русская пирамида или 71 очко).

Стол и шары

В русский бильярд можно играть на столах размером 8, 9, 10 или 12 футов. На официальных соревнованиях устанавливают только 12-футовые столы.

Диаметр шаров используемых для игры в русский бильярд ненамного меньше размеров луз. При диаметре шара 68 мм ширина средней лузы составляет 82-83 мм, а угловой 72-73 мм. Всего в игре участвует 16 шаров. 15 из них являются прицельными и имеют одинаковый цвет. В начале игры эти шары устанавливаются в форме равностороннего треугольника, так чтобы его основание было параллельно короткому борту, а вершина находилась на специальной точке разметки стола (задняя отметка). Делается это при помощи треугольника. 16 шар располагается в «доме» и называется битком. Домом называется площадь, ограниченная линией дома (линия, проведенная через переднюю отметку), двумя длинными и ближайшим коротким бортом. Линия дома проходит параллельно короткому борту и отстоит от него на расстоянии ¼ длины игрового поля.

Розыгрыш начала удара

Шар становится в "доме" по разные стороны передней отметки. Каждый игрок пускает шар вперед так, чтобы после отражения от дальнего короткого борта он возвратился обратно. Чей шар остановился ближе к борту, тот выбирает, кому начинать игру. Если шары встали одинаково - розыгрыш повторяется. При попадании шара в любую лузу, или на половину противника, или при касании борта право выбора переходит к другому игроку.

Начало игры

Начальный удар производится битком из любой точки дома, при этом бить с самой линии дома не разрешается, т.к. положение шара на линии дома считается «вне дома». Биток считается введенным в игру после того, как по нему нанесли удар наклейкой кия.
Начальный удар считается успешным, если выполняется одно из условий:
•    прицельный шар попал в лузу;
•    три прицельных шара коснулись борта;
•    два прицельных шара коснулись бортов, и один любой шар пересек среднюю линию.
Если игрок не смог выполнить одно из этих условий, то его соперник имеет право:
•    просто продолжить игру (либо самостоятельно совершив следующий удар, либо уступив это право сопернику);
•    вернуть шары в первоначальное положение и самому нанести первый удар;
•    вернуть шары в первоначальное положение и предоставить игроку шанс произвести удар еще раз.
При этом все шары, попавшие в лузу в результате успешного удара, засчитываются бившему игроку.

Удар по шару

Если при первом ударе биток попадает в лузу, то дальнейшие действия производят исходя из правил конкретной игры. Если биток попадает в лузу уже в процессе игры, то его выставляют в согласно правилам одной из разновидностей русского бильярда, по которой играется данная партия.
Очередной удар по битку можно производить только после того, как все шары полностью остановятся. За совершение очередного удара при движущемся даже одном шаре (вращение на месте также считается движением) игрок также штрафуется.
Все удары должны выполняться четко, без подталкивания или множественного удара по битку. Если при ударе биток не коснулся ни одного прицельного шара (напрямую или путем отражения от борта), то налагается штраф, а ход переходит к сопернику.
Удар по близкорасположенному прицельному шару, находящемуся на расстоянии менее ½ радиуса шара, производится под углом в 45 градусов к оси центра шаров, таким образом, чтобы биток после соударения остановился на месте или откатился назад, не пересекая штрафную зону.
Прицельный шар считается забитым, если при ударе он попадает в лузу и при этом не происходит нарушения правил. В случае если при ударе не было забито ни одного шара либо имело место нарушение правил, то право хода переходит к сопернику.

Выскочивший шар

Если в процессе игры шар покидает игровую поверхность, то он считается выскочившим, если:
•    шар остановился за игровой поверхностью (в том числе на борту стола);
•    шар вернулся в игровую зону, отразившись от какого-либо предмета (одежды игрока, кия, бильярдного светильника и т.д.).
При этом шар всё же будет считаться оставшимся в игре, если, запрыгнув на верхнюю поверхность борта, он самостоятельно вернется в игровую зону. Выставление выскочивших шаров назад на стол происходит уже согласно правилам игры, одной из разновидностей русского бильярда.

Штраф

Штраф налагается на игрока, если:
•    при вынесении битка за линию дома при первом ударе;
•    биток не попал не в один из прицельных шаров;
•    при неправильном ударе по близко расположенному шару;
•    если при ударе ни одна из ног игрока не касалась пола;
•    при выполнении удара игрок задевает какой-либо шар рукой, предметом одежды или древком кия и прочими посторонними предметами;
•    при выполнении очередного удара на столе не остановились все шары;
•    шар выскочил за пределы стола;
•    при двойном ударе.